Неофит

Эту страницу можно было назвать «В помощь православному христианину» или «Страничка катехизатора» или ещё как-нибудь. Мы выбрали иное слово, более ёмкое, древнее и красивое. Для кого она? Да, пожалуй, для всех нас..

Неофи́т (от греч νεόφυτος (неофитос) – недавно насажденный, новообращенный) – новообращённый в христианство. Неофитство — радостная, полная счастья пора вступления человека в мир веры и Церкви. Вера даёт человеку возможность воспринять, ощутить любовь  Божию. Это время небывалого духовного и эмоционального подъёма, человек в этот момент как бы по-новому открывает для себя мир, обретя его Творца; находит истинный смысл жизни в мире суеты и призрачного счастья. Главное в период неофитства, который не миновал ни один из нас, выбрать верный путь духовного развития, когда в центр нашей жизни становится Христос; не погрузиться в прежнюю бесплодную суету (только с уже церковным антуражем) и не соблазниться второстепенным, потеряв главное. Иными словами, неофит — это тот, кто сделал выбор и ещё не забыл об этом. Если он определил центром своей жизни Христа, то достоин за это уважения. У него есть свои проблемы и трудности, но он — часть команды.

Расстояние между христианином и тем, на что он дерзает,а это святость — неизмеримо. То, что принадлежит вечности, не измеряется километрами и годами. Поэтому все мы — только в самом начале пути, а потому страница будет полезна для многих.

Здесь вы найдёте  статьи, об участии и подготовке к  Таинствам Церкви, статьи, объясняющие отдельные моменты богослужения.  Мы расскажем о  поведении в храме, а так же коснёмся иных тем, относящихся к православию и нуждающихся к пояснению. Конечно, эта страница не преследует цель полного катехизиса и не заменит бесед с катехизатором или батюшкой. Так же хотим обратить внимание наших читателей, что по всем конкретным  вопросам, в случае их возникновения, всегда лучше обратиться к батюшке, нежели перечитывать многие и многие страницы интернета и пытаться самому разобраться с множеством порой противоречивой информации.

Семь таинств Церкви

Из всех священных действий, которые совершаются в Православной Церкви, наибольшую значимость имеют Таинства, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божия, духовная, нетварная энергия. Она питает и врачует наше духовное и телесное естество. Таинства имеют Божественное происхождение, поскольку установлены Самим Иисусом Христом. В каждом из них сообщается христианину определенная благодать, свойственная именно данному Таинству. Семь Таинств, через которые сообщаются дарования Святого Духа, соответствуют всем главнейшим потребностям нашей духовной жизни. Всего Таинств семь. Это:  Таинства крещения и миропомазания, Таинство покаяния  и Таинство причащения, Таинство венчания,  Таинство елеосвящения и Таинство священства.

Таинства крещения и миропомазания

Крещение, это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду во имя Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха наших прародителей Адама и Евы, а также, если человек крестится в возрасте, от всех грехов, которые были им совершены до сегодняшнего дня. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (без исключений).

В нашем храме, как и во всех других, перед Таинством Крещения нужно прослушать Катехизические беседы. У нас они проходят по субботам в 18.00. На беседе батюшка ознакамливает родителей и крестных с таинством Крещения, вкратце с остальными Таинствами церкви, с молитвами, которые должен знать каждый православный и вообще с основами Православия. Также батюшка расскажет, как правильно подготовиться к Таинству, что необходимо с собой иметь на Крещении и каким образом в нем участвуют родители и крестные. Также крестным, желательно и родителям, перед тем как привести ребенка на Крещение, нужно поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Фото Леонида Гройсмана

Таинство миропомазания дополняет Таинство крещения и совершается сразу после него, как бы соединяясь с ним. В Таинстве миропомазания на новокрещенного сходит Святой Дух, сообщая ему благодатные дары. Миропомазание, так же как и все другие Таинства, имеет основание в Священном Писании и восходит к апостольским временам. Во времена святых апостолов каждый крестившийся получал дары Святого Духа через возложение на него рук епископа. При совершении Таинства миропомазания священник крестообразно помазывает новокрещенному человеку основные части тела, отвечающие за действия, чувства и способности: чело, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги — со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Святой Дух сходит на христианина и освящает его духовное и телесное естество — члены тела и органы чувств. Человек становится храмом Святого Духа. Еще одно значение миропомазания — это посвящение всего нашего духовного и телесного естества, всей нашей жизни Богу. Крещение и миропомазание освящают нас, а освящение и есть посвящение.

Общее крещение совершается по субботам в 11.00 и воскресеньям в 11.30. но есть и индивидуальное крещение — можно в другое время или в другой любой день, по предварительной записи и договорённости со священником. По вопросам оплаты обращаться в церковную лавку или по телефону храма.

Рассуждение на тему отношения православных к Таинству Крещения.

Современная молодежь, зачастую относится к Таинству Крещения, как к определенному ритуалу, который защитит ребенка от болезней, сглаза, порчи и прочих физических и духовных неприятностей, и даже в связи с этим желают свое дитя называть одним именем, а крестить другим, которое будут знать только круг самых близких людей и священник. Но это глубокое заблуждение. Если мы подходим к Таинству с таким маловерием, и с таким лукавством, то никакой пользы от такого крещения не будет. Единственная польза от такого Крещения, что за ребенка можно теперь молиться не только дома, но и в храме. Ведь, как правило такие родители больше никогда не приведут ребенка в храм на Богослужение, Причастие, не расскажут о вере, и зачем его вообще крестили. Родители же и крестные, наоборот должны подходить к этому Таинству со всей серьезностью и ответственностью, с пониманием того, что для спасения души ребенка не достаточно только покреститься. Через крещение человек только вступает в саму Церковь, становится ее участником. Крестится человек для того, чтоб жизнь свою связать с Христом, чтоб Господь был его помощником на его жизненном пути, чтоб его душа подготавливалась в земной жизни к своему спасению и вечному блаженству. А для этого необходимо всю свою жизнь связать с Христом и с Его Церковью. Поэтому, если родители не воцерковленные, то должно им и ребенка обучать Закону Божию, и самим вместе с ним обучаться и менять свою жизнь – посещать Богослужения, почаще причащать малыша и самим регулярно причащаться.

Также есть и другой, так же ошибочный подход. Родители не хотят крестить детей в младенческом возрасте, обосновывая это тем, что не должно приводить ребенка в храм за руку, а он сам должен в совершеннолетии решить для себя, хочет он этого или нет, и принять решение. Православный человек не может так рассуждать. Ведь мы знаем, что Царство Небесное открыто только для рабов Божиих, членов Церкви Христовой – на ком есть печать Христа, которую человек получает как раз в таинстве Крещения. Но, во-первых, мы не знаем сколько времени Господь отвел нам или нашему ребенку на земле, и не знаем доживет ли он до совершеннолетия, а за некрещеных в Церкви молиться мы не можем, а значит мы сознательно готовы обречь своего ребенка на вечную погибель. Во-вторых, у подростка вряд ли само собой проснется желание покреститься, у него учеба, друзья, нехватка свободного времени, и с чего вдруг ему размышлять о том, во что его толком никто не просвещал? А после школы обычно или дальнейшее обучение, или армия, или у человека появляется семья, работа, и тут не до этого. Остается ждать старости, когда ноги в храм уже не идут, да и смысла нет, скоро все равно умирать – так часто человек рассуждает. Но нужно понимать, что на земле мы живем лишь для того, чтобы подготовить свою душу к одной из двух участей – душевному спасению, или душевной погибели. Если мы это поймем, то мы не будем рассуждать на эту тему, ведь мы хотим своему ребенку только лучшего, не хотим, чтоб душа его после телесной смерти вечно мучилась в геенне огненной! Также для сравнения можно сказать – мы же не спрашиваем у ребенка хочет ли он научиться писать или читать, не спрашиваем хочет ли идти в школу, а сами его туда приводим за руку. Так как мы хотим ему только добра, понимаем, что без этого ему не прожить, а потом он сам поймет, что это ему было необходимо. Так же и здесь. Если мы хотим ребенка спасти, то обязаны привести сами его в храм и сами его всему научить, чтоб он понимал, что без этого ему нельзя, а если не научили, то и на нас ляжет ответственность за его погибель. А когда он подрастет, никто его силой в церкви держать не будет, и он сам будет в праве решить во что верить, а во что нет, но главное, что мы все сделали для того чтоб привести его ко спасению, и уберечь от погибели. Поэтому здесь необходимо расставить правильно ориентиры, верим ли мы сами, и чего мы хотим для своего ребенка.

Таинство покаяния или Исповедь

Таинство Исповеди, это таинство покаяния – раскаяния в своих грехах. Это одно из семи Таинств Русской Православной Церкви, именно Таинство, а не обряд, как некоторые его называют.

На Исповеди, человек раскаивается перед Богом, в присутствии священника, в своих грехах, просит у Господа прощения за них, с обещанием впредь бороться с этими страстями, и стараться более их не совершать. Исповедь совершается именно в присутствии священника, который является, если можно так сказать, посредником между кающимся и Богом. Священник должен засвидетельствовать истинное раскаяние человека, и при необходимости дать рекомендации к борьбе с тем или иным грехом, либо наложить определенную епитимию или какое-либо молитвенное правило, которое поможет человеку сосредоточиться духовно и укрепиться в борьбе с этими грехами. Если Исповедь совершена не формально, а действительно с истинным раскаянием, то священник возлагает на главу кающемуся епитрахиль, и прочитывает разрешительную молитву.

К Исповеди нет определенной подготовки или молитвенного правила, но это не означает, что можно подходить совсем не подготовленным, и на самом Таинстве стоять и вспоминать какие грехи ты совершил, и перечислять их. Готовясь к исповеди, как минимум, нужно заблаговременно умственным взглядом окинуть всю свою жизнь, или хотя бы время, прошедшее с последней Исповеди, вспомнить все грехи, совершенные против Бога и ближних своих (то есть всех людей). Если не просто запомнить все грехи, то лучше записать на листочек, как шпаргалку для себя. В домашней молитве попросить у Бога прощения все эти грехи и дать силы на борьбу с ними, и только после этого подходить на само Таинство.

Есть очень распространенное мнение среди православных, что есть грехи, которые не прощаются. На самом же деле нет грехов, которые не смываются покаянием. Есть только один грех, который не прощается – нераскаянный. И если мы со вниманием читаем молитвы ко святому причащению, то в одной из молитв мы увидим такую фразу «несть грех, побеждающий человеколюбие твое», которая нам явно указывает, что нет греха, который мог бы победить человеколюбие Божие, и следовательно, не проститься грешнику.

С.Д. Милорадович «У исповеди», 1913 г.

Исповедь – это отдельное самостоятельное Таинство, не привязанное к Причастию, и возможно не только перед Причащением. Конечно, мы прежде чем приступить к Святая Святых — Телу и Крови Христовой, должны очистить себя от всякой скверны, но исповедоваться можно и без Причастия. Как правило, в нашем храме исповедь совершается перед службой и во время Богослужения, но никогда священник не откажет желающему покаяться и в любое другое время, если священник находится в храме и не занят.

К Таинству покаяния нужно прибегать как можно чаще, ибо не знаем своего часа смертного, а Господь говорит – «в чем застану, в том и осужу». И необходимо понимать, что Исповедь – это не констатация факта своих согрешений, но именно раскаяние в них и твердое решение исправиться.

Таинство Причащения

Причастие – это самое Святое, что есть у церкви, и вообще у человечества. Причастие является одним из семи Таинств Православной Церкви, к которому может приступать только православный, принявший Крещение. Таинство было установлено самим Господом нашим Иисусом Христом во время его земной жизни, на последней Его трапезе со Своими учениками, перед еврейским праздником Пасхи. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26–28), «…сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Через Таинство Евхаристии, что в переводе с Греческого означает «благодарение», человек воссоединяется со своим Творцом, и происходит восстановление того утерянного через человеческое грехопадение единства, которое когда-то было между Богом и человеком. Человек, «во исцеление души и тела» принимает в себя Тело и Кровь Господа, которые преподаются ему через священника или епископа под видом хлеба и вина, над которыми священнослужитель в определенный момент на Богослужении читает молитвы, и в это время на Дары невидимо для человеческого глаза нисходит Благодать Святого Духа, и они претворяются в истинные Тело и Кровь Господни.

Православные с особым трепетом и страхом Божиим приступают к этому Таинству, которое часто называется «Святая Святых». Есть особый чин и правила подготовки ко Причастию, установленные Церковью. Конечно полное соблюдение этого правила распространяется только на здоровых людей, которым здравие телесное и физические способности позволяют все это исполнить. Но есть небольшие различия в правиле для тех, кто причащается регулярно (не реже чем раз в три недели), и для тех, кто причащается реже.

Каковы же правила подготовки ко святому Причастию? Во-первых, есть молитвенное правило, которое для всех обязательно, и даже священнослужители, которые причащаются практически каждый день, должны это правило соблюдать. Это вычитывание трех канонов – 1. Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу; 2. Ко Пресвятой Богородице; 3. Ангелу Хранителю. И после этого вычитывание «Последования ко Святому Причащению». Все эти каноны, и Последование имеются практически в каждом православном молитвослове. В идеале все это молитвенное правило нужно вычитывать накануне причастия, а само «Последование» утром, непосредственно перед Богослужением. Но по человеческой немощи, и в связи с занятостью семейными и житейскими заботами, нам делается послабление – «Последование ко причастию» благословляется вычитывать накануне, а каноны в течении трех дней подготовки к Таинству (например, если Причащаемся в воскресенье, то по одному канону вычитываем в четверг, пятницу и субботу, и в субботу же вычитываем «Последование»). Это правило распространяется на всех, кроме тех, кто не имеет возможности читать в принципе (слепые или неграмотные), и не имеют рядом людей, кто бы для них это правило почитал. Во-вторых, это пост, который заключает в себе не только особое воздержание от греха, вредных привычек и т.д., но и воздержание в пище (не есть продуктов мясных, молочных, рыбных, и желательно тех, к которым мы не равнодушны, и которые развивают в нас грех чревоугодия). Если мы причащаемся не реже, чем раз в три недели, и соблюдаем все многодневные посты и пост в среду и пятницу, то дополнительного поста при подготовке к Причастию не требуется. Если же причащаемся примерно раз в месяц или в два, то требуется трехдневный пост накануне Таинства. Если же приступаем к Причастию и того реже, то нужно при подготовке попоститься в течении недели. Исключением являются люди больные, которым противопоказано воздержание от той или иной пищи, беременные или кормящие женщины, или те, кто живет по режиму (например, кто лежит в больнице, или служит в армии), и не имеет возможности питаться отдельно от того, что ему дают. Дополнительные посты конечно же не возбраняются, это решает каждый сам для себя. В-третьих, это воздержание от супружеской близости накануне Причастия, и в течение дня после Него. Это правило распространяется на всех без исключения. В-четвертых, это совершение таинства Исповеди (покаяния во всех своих грехах) или в день Причастия, или накануне. Это также распространяется на всех, за исключением особого благословения священника. И если такое благословение есть, то нужно причащаться у того священника, кто благословил, или у того, кто знает об этом. В-пятых, это присутствие на Богослужении в день Причастия с самого начала, без опозданий. И если есть возможность нужно быть накануне, на вечернем Богослужении. На литургию в день Причастия нужно идти натощак (ничего не есть и не пить перед службой). Исключением является только тяжелое состояние здоровья, из-за чего человек не может физически простоять всю службу, или родители с маленькими, грудными детьми.

Каждый Православный Христианин должен стремиться как можно чаще принимать в себя Христа через Таинство Причастия, стремиться к своему совершенству духовному и воссоединению с Господом. Каждый должен помнить час смертный, а потому и очищать свою душу от грехов через Таинства Исповеди и Причастия. Но как бы часто мы не причащались, если даже и каждый день, мы должны всегда помнить о Величии сей Святыни, о нашей греховности и своем недостоинстве принимать в себя Самого Господа и Создателя нашего. Должны ценить это время, когда мы беспрепятственно можем прийти в Дом Божий помолиться и приступить к «Святая Святых». Но в тоже время и не охладевать душой, не приступать с холодностью к этой Святыне, и не пренебрегать правилами подготовки к Нему, не приступать если мы не подготовились должным образом, не успели вычитать или дочитать до конца Последование к Причастию, или если не смогли прийти к началу Богослужения, чтобы не принять Таинство себе в осуждение, как мы читаем в молитве перед Чашей, «да не в суд или осуждение, будет мне Причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.»

Таинство венчания

Таинство бракосочетания – это установленный Богом союз между мужчиной и женщиной. В церкви есть особые правила, касаемо этого Таинства, по которым священником принимается решение о допустимости или недопустимости совершения брака между мужчиной и женщиной (однополые браки Православной Церковью никогда не принимались и не примутся). Все правила и исключения, по которым брак благословляется или нет, а также по каким причинам брак может быть расторгнут имеются в документе РПЦ «О канонических аспектах церковного брака», который имеется на сайте Патриархии.

В первую очередь, конечно, любой брак, особенно брак между православными людьми, должен основываться на словах святого апостола Павла, который говорит: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Все семейное счастье заключается именно в этих словах. Жены должны во всем повиноваться своему мужу, как и церковь повинуется Христу. Но и муж должен в свою очередь любить и оберегать свою жену так, как Христос любит и оберегает свою церковь. И только вместе эти правила могут существовать. Одно без другого быть не может и не должно. Также хотелось бы указать на то, что так называемый и распространенный в наше время «гражданский брак» то есть сожительство мужчины и женщины и без венчания, и без заключения брака в ЗАГСе, никаким браком не называется – ни гражданским, ни каким другим, так как никакой брак вообще между этими людьми не заключался. У этого «брака» только одно название – блудное сожительство. И это очень страшно, и церковью порицается, так как люди просто живут в грехе блуда. И если есть та или иная проблема в венчании, то нужно заключить настоящий гражданский брак в ЗАГСе, и уже в такой семье греха блуда не имеется, так как брак заключен.

В нашем храме для готовящихся к венчанию проводятся беседы по субботам после вечернего Богослужения – ориентировочно в 18:00. Желательно перед венчанием исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, или в этот день, или заблаговременно. Само таинство венчания по церковным правилам совершается только вне поста в воскресенье, понедельник, среду и пятницу, если эти дни не выпадают на канун великих праздников или однодневных постов. Обязательно нужно предварительно записаться, или придя в храм, или по телефону церковной лавки, и в это время уточнить, когда можно это таинство совершить.

Таинство елеосвящения или Соборование

Таинство Елеосвящения или как его ещё называют  Соборование — это церковное Таинство, в котором через помазание специально освящённым елеем (маслом) призывается на соборующегося человека благодать Божия, исцеляющая от душевных и телесных болезней, и прощающая забытые грехи, и грехи совершенные по незнанию. Ведь и в одном из апостольских чтений об  этом таинстве, мы встречаем слова апостола Павла: «аще ли кто болит в вас, да призовёт пресвитеры церковныя и да сотворят молитву над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь, и аще что согрешил, отпустится ему». Но Соборование ни в коем случае не заменяет таинство Исповеди (покаяния). Особенно часто люди обращаются к этому таинству в различных немощах, болезнях, и многими даже это Таинство несправедливо воспринимается только как предсмертное. На самом же деле Православному человеку желательно собороваться раз в год, так как всех нас в течение года посещают те или иные болезни, и не только телесные, но нередко недуги и душевные. И во всех молитвах читаемых на Соборовании мы испрашиваем у Бога избавить нас от различных недугов, даровать нам здравия душевного и телесного, и молим о прощении грехов. Поэтому, как правило, во многих храмах, и в нашем в том числе, во время особого покаяния и молитвы, в дни великого поста, совершается это Таинство, и любой православный христианин может принять в нем участие.  Если имеется такая возможность, то желательно перед Таинством Соборования исповедоваться, чтоб очистить душу от тех грехов, которые мы помним и знаем, а после Соборования, на ближайшей Литургии приступить к Величайшему таинству Церкви — Святому Причастию.

Прийти в храм для участия в Соборовании следует заранее, чтобы успеть купить свечу в лавке, внести своё имя в список соборующихся, оплатить сумму пожертвования. И, конечно, в случае сильной болезни следует пригласить священника домой к болящему, обратиться по этому вопросу можно в лавку.

Таинство священства

Святые апостолы, ближайшие ученики Спасителя, избранные Им Самим, получили от Господа благодать совершать Таинства: крещения, исповеди (разрешения от грехов), Евхаристии и другие. Апостолы по наставлению от Бога (ибо Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями (Еф 4, 11), через возложение рук (рукоположение) стали поставлять людей в священные степени: епископа, пресвитера (священника) и диакона. Апостол Павел пишет епископу Титу, которого он поставил для Церкви острова Крит: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит 1, 5). Из этого следует, что епископы, как преемники апостолов, получили от них власть не только совершать Таинства, но и посвящать в священные степени. В Православной Церкви преемство епископских посвящений, рукоположений идет непрерывно от самих апостолов.

Таинство священства дает благодать для совершения церковных Таинств, священнодействий и служб. Оно имеет и другое название — хиротония, что в переводе с греческого означает рукоположение. И во времена апостолов, и сейчас в священные степени посвящают при возложении рук епископа на ставленника и чтении над ним специальных молитв. Священнослужители — не только совершители святых Таинств и церковных служб. Они — пастыри, наставники для народа Божиего, имеют благодать и власть учить и проповедовать слово Божие.

О поведении в храме

«Входи в святой храм с духовной радостью. Помни, что Сам Спаситель обещал тебя утешить в скорби: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28).
Всегда входи сюда со смирением и кротостью, чтобы и из храма выйти оправданным, как вышел смиренный евангельский мытарь.
Когда входишь в храм и видишь святые иконы, думай о том, что Сам Господь и все святые смотрят на тебя; будь в это время особенно благоговеен и имей страх Божий.
Войдя в святой храм, сотвори три поясных, а в пост три земных поклона, молясь: «Создавый мя, Господи, помилуй», «Боже, милостив буди мне грешному», «Без числа согреших, Господи, помилуй мя».
Затем, поклонившись направо и налево пришедшим раньше тебя, стой на месте и внимательно слушай псалмы и молитвы, читаемые в храме, но не говори про себя иных, не читай их по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает апостол Павел как удаляющихся от церковного собрания. Хорошо, если в храме есть место, где ты привык стоять. Проходи к нему тихо и скромно, а проходя мимо царских врат, остановись и благоговейно перекрестись и поклонись. Если же такого места пока нет, не смущайся. Не мешая другим, встань на свободное место так, чтобы было слышно пение и чтение.
В святой храм всегда приходи заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам. Если все же опаздываешь, будь осторожен, чтобы не помешать молитве других. Входя в храм во время чтения шестопсалмия, Евангелия или после Херувимской на литургии (когда совершается преосуществление Святых Даров), постой у входных дверей до окончания этих важнейших частей службы.
Благоговейно относись к церковной свече: это символ нашего молитвенного горения пред Господом, Его Пречистой Матерью, святыми угодниками Божиими. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит твою свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайся духом: твоя жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом.
Во время службы старайся не ходить по храму даже для того, чтобы поставить свечи. Прикладываться к иконам тоже следует перед началом богослужения и после него или в установленное время — например, на всенощной за елеопомазанием. Некоторые моменты службы, как уже говорилось, требуют особого сосредоточения: чтение Евангелия, песнь Богородицы и великое славословие на всенощной; молитва «Единородный Сыне…» и вся литургия, начиная от «Иже Херувимы…».
В храме молчаливым поклоном поздоровайся со знакомыми, даже с особо близкими не здоровайся за руку и ни о чем не спрашивай — будь истинно скромным. Не любопытствуй и не всматривайся в окружающих тебя, а молись с искренним чувством, вникая в порядок и содержание служб.
В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть только в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя — о ногах».
В храме молись как участвующий в богослужении, а не присутствующий только, чтобы молитвы и песнопения, которые читаются и поются, исходили от твоего сердца; внимательно следи за службой, чтобы молиться именно о том, о чем молится и вся Церковь.
Если приходишь с детьми, следи, чтобы они вели себя скромно и не шумели бы, приучай их к молитве. Если детям требуется уйти, скажи, чтобы перекрестились и тихо вышли, или сам выведи их.
Никогда не позволяй ребенку есть в святом храме, кроме тех случаев, когда священники раздают благословенный хлеб.
Если малое дитя расплачется в храме, сразу же выведи или вынеси его.
Не осуждай невольных ошибок служащих или присутствующих в храме — полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайся, никого не одергивай (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайся не обращать внимания, а если по немощи не справишься с искушением, лучше отойди тихо в другое место.
Когда идешь в храм Божий, еще дома приготовь деньги на свечи, просфоры и церковные сборы: неудобно менять их при покупке свечей, ибо это мешает как богослужению, так и молящимся. Также приготовь деньги для милостыни.
До конца богослужения никогда без крайней необходимости не уходи из храма, ибо это грех перед Богом. Если же это случится, покайся на исповеди.
По старым нашим обычаям, мужчины должны становиться в правой части храма, а женщины в левой. К Причастию и елеопомазанию также проходят отдельно — сначала мужчины, а затем женщины. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать.


Женщины должны входить в храм скромно одетыми, в платье или юбке, с покрытой головой и желательно вообще без косметики. Во всяком случае, недопустимо причащаться Святых Таин и прикладываться к святыням с накрашенными губами.
В некоторых храмах сложились свои «благочестивые» традиции, предписывающие, например, передавать свечу только через правое плечо, складывать руки «лодочкой» при словах священника «Мир всем», «Благословение Господне…» и тому подобное. Будем помнить, что данные правила как не упомянутые в церковном Уставе не важны в православной жизни. Поэтому не стоит расстраиваться, выслушивая поучения бабушек. Смиренно принимая их упреки, говори: «Простите», и сам не старайся «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Главное — это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы. Если мы будем входить в храм Божий с благоговением, если, стоя в церкви, будем думать, что находимся на небесах, то Господь исполнит все прошения наши.

ЦИТАТЫ ИЗ ПОУЧЕНИЙ СВТ. ИОАННА ЗДАТОУСТА О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ:

Шум и гнев <в храме> служат оскорблением предложенной Жертвы (свт. Иоанн Златоуст).
Если царские грамоты прочитываются в театре, когда наступает полная тишина, то тем более в этом граде <храме> должны все утихнуть и стоять с напряженною душою и слухом, потому что здесь будут читаться повеления не земного царя, а Владыки ангелов. Если мы так себя расположим, то сама благодать Духа вернейшим образом укажет нам путь, и мы придем к самому Царскому Престолу и получим все блага по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа… (свт. Иоанн Златоуст).
Вы и здесь <в храме> поступаете, как на торжище; и когда говорит Сам Бог, не только не слушаете слов Его в молчании, а занимаетесь разговорами совсем о других предметах. И пусть бы вы занимались тем, что касается вас самих, нет — вы говорите и слушаете то, до чего вам и дела нет. Вот о чем я плачу и не перестану плакать! (свт. Иоанн Златоуст).
Ты не понимаешь того, что говорится <и поется в храме>? Молись же, чтобы тебе понять; или, лучше сказать, невозможно, чтобы ты не понимал всего, потому что многое само по себе понятно и ясно; или, лучше, хотя бы ты не понимал всего, и в таком случае следует молчать, чтобы не изгнать слушающих внимательно и чтобы Бог, видя твое молчание и благоговение, сделал неясное для тебя ясным. Но ты не можешь молчать? Тогда выйди вон, чтобы не причинять вреда другим. В церкви всегда должен быть слышим один голос, так как она есть одно тело (свт. Иоанн Златоуст).»

Интервью настоятеля храма иерея Олега Карсакова. 2015 г.

Зачем покупают большие свечи и как «правильно» опоздать на службу?

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни и не навлечь на себя гнев Божий. Человеку, недавно переступившему порог церкви, порой нелегко освоиться в этом новом для него мире, у него возникает множество вопросов. На некоторые из них сегодня отвечает настоятель прихода в честь святых апостолов Петра и Павла иерей Олег Карсаков.

1436794420Часто дети бегают по храму и отвлекают верующих от молитвы…

— Тут может быть два варианта поведения взрослых. Одно дело, когда твои дети бегают по храму и отвлекают молящихся от службы. В этом случае, конечно, родителям следует сделать замечание своему чаду, потому что в храме Божием мы должны вести себя благоговейно. Это не детская площадка, где ребенок может поиграть с машинками или повеселиться со сверстниками. Понятно, что дети неусидчивы. Но все же родители обязаны прививать им благоговение к дому Божиему, чтобы они вели себя здесь подобающе.

Ребенку тяжело простоять двухчасовую службу. Если чувствуете, что он совсем изнемог, ноет, стонет, желательно выйти на улицу и немного отвлечь его от службы, прогуляться с ним, потом опять зайти в церковь. Детей нельзя силком заставлять отстаивать службу. Это может только навредить. Для нас и тем более для детишек посещение храма всегда должно быть праздником.

Другое дело, когда отвлекают чужие ребятишки. Просто старайтесь не впускать в свое сердце раздражение или, что еще хуже, гневаться на детей или их родителей. Надо особенно сосредоточиться на молитве. Если же дети совсем расшалились, обратитесь к церковнице или прихожанину, который следит за порядком во время службы: попросите, чтобы они утихомирили ребят или попросили родителей приструнить их.

Что делать, если пришел в середине службы? Можно, например, переходить от иконы к иконе, чтобы поставить свечи любимым святым?

— Если опоздал на службу, желательно занять какое-то свободное место в храме и молиться, не отвлекая верующих. К сожалению, бывает, что люди приходят, когда служба уже идет, начинают писать записки, приобретают свечи, потом ходят с ними по всему храму, отвлекают прихожан от молитвы.

Расставлением свечек опоздавшему лучше заняться после службы. А если пришли с продуктами на принос — тоже пожертвовать их после богослужения. Потому что шуршание пакетами, хождение по храму отвлекают верующих, подталкивают к раздражению. Всегда нужно проявлять уважение к другим молящимся.

Как правильно реагировать на замечания прихожан — обычно бабушек, прислуживающих в церкви?

— Да, есть такая проблема. В последнее время во многих храмах стараются искоренять такие случаи, когда кто-то из прихожан делает замечание в некорректной форме в адрес пришедшего человека. Подобных ситуаций становится меньше.

Однако часто замечания совершенно справедливы: приходят девушки и юноши в неподобающей, скажем, пляжной, одежде, с вульгарной косметикой, оскорбляя своим внешним видом святость места и вызывая тем самым естественный протест в душе молящихся. Или кто-то ходит во время Шестопсалмия, Евхаристического канона, Херувимской песни.

Если замечание вам сделано в корректной форме, нужно найти в себе смирение и выполнить то, что просят. А если замечание обидело, постарайтесь промолчать, ни в коем случае не отвечайте грубостью на грубость. Можно сказать, только без злобы, об этом священнику. Потому что кто-то сможет смириться, а кто-то не сможет и больше в храм не придет. Любой священник тщательно наблюдает за корректным отношением своих прихожан к новым в церкви людям и принимает действенные меры.

Когда все молящиеся встают на колени, непременно ли присоединяться к ним, если даже не понимаешь, зачем нужно именно в этот момент так поступить?

— Заставить человека встать на колени никто не может. Но вставая на колени, мы показываем смирение перед Богом, являем свою богобоязненность. Бывают во время богослужения особенные моменты, когда либо следует встать на колени, либо совершить земной поклон. Например, коленопреклоненные молитвы на Троицу, на постовых службах при чтении молитвы святого Ефрема Сирина или когда поется «Да исправится молитва моя». Стесняться этого не нужно. И напрасно кого-то останавливает опасение испачкать одежду. А кто-то просто не считает нужным совершать земные поклоны — и это тоже неправильно. Потому что вставая на колени, мы тем самым проявляем свое смирение пред Богом.

Всякий верующий человек считает непременным при встрече со священником или епископом испросить благословение. Скажите, как это правильно делать?

— Верующий ладонь правой руки кладет на левую и, поклонившись, подходит к батюшке. Священник в свою очередь кладет свою руку в ладони человеку. Если мужчина испрашивает благословение, то он целует руку священнику, потом касается щекой его лица и еще раз целует руку. Для женщины достаточно поцеловать руку батюшке.

Как правило, благословение люди испрашивают на какое-то дело. Например, на покупку квартиры или благополучное путешествие, совершение добрых дел или на достойную работу.

Благословение — это еще и приветственная форма. Желательно при встрече с батюшкой брать у него благословение. Обращаю внимание, что поцелуй руки — это выражение почтения к благодати, которая на этом человеке. Неважно даже, если человек знает об этом священнике что-то, на его взгляд, не самое хорошее. Целование руки — это в первую очередь уважение к сану.

Иногда мы видим перед собой несколько священников. В этом случае надо благословиться у старшего из них. Как это можно определить? У него наперсный крест украшен камнями. А у самого младшего священника восьмиконечный серебряный крест. Если же среди них есть епископ, то благословляйтесь у него. А остальным совершите поклоны. Епископ может благословить возложением руки на голову верующего.

Есть ли обязательные правила, куда и сколько ставить свечей? Что значит покупка свечей больших и маленьких?

— Если мы молимся об упокоении, то свечку ставим на канун. За здравие свеча ставится на центральный подсвечник. Если мы молимся об исцелении близких от каких-то болезней, то, как правило, ставим свечи великомученику и целителю Пантелеимону. Перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» молятся об избавлении от пьянства…

Когда человек впервые приходит в храм и имеет желание поставить свечку, но не знает куда, можно спросить об этом у церковницы или работника церковной лавки.

Покупка больших или малых свечей роли не играет. Вовсе не значит, что если свеча большая, то мы получим больше благодати или помощи от Бога. Свеча — это всего лишь жертва в храм. У всех свои возможности. Кто-то может одну маленькую свечу купить, а кто-то может приобрести большие на все имеющиеся в храме подсвечники.

Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Как правильно обратиться к свечнице, прихожанину, священнику, архиерею?

— Все мы братья и сестры, потому что имеем одних прародителей — Адама и Еву. Поэтому к мужчине можно обращаться «брат», к женщине — «сестра». К архиерею мы обращаемся «владыка», к священнику «батюшка» или «отче». Самое главное в обращении — это выразить свое уважение.

Беседовал Павел Молоштан http://nne.ru/zachem-pokupayut-bolshie-svechi-i-kak-pravilno-opozdat-na-sluzhbu/

(Просмотр1005)