О нас

Эту страницу по другому бы можно было назвать давайте знакомиться. Приход храма святых апостолов Петра и Павла, это не только сам храм, и даже не только священство, но это ещё и его прихожане, то есть мы! С помощью этой страницы, на которой мы будем публиковать интересную информацию о наших батюшках, матушках, прихожанах, чтобы стать ближе и понятней друг другу. Итак, давайте знакомиться!

В храме чувствую себя как дома

Понятие «дом» для нашего собеседника — настоятеля церкви в честь святых апостолов Петра и Павла в Нижнем Новгороде иерея Олега Карсакова — имеет, наверное, особое значение. Потому что семья батюшки, когда тот был совсем маленьким, прошла через серьезные испытания: был момент, когда крыша над головой в буквальном смысле была самой вожделенной мечтой. Еще мальчиком будущий пастырь начал ходить в православный сельский храм и уже тогда почувствовал: это место для него словно родной дом, где радуется душа и откуда не хочется уходить.

Когда совсем опускались руки

Отец Олег — из обычной сельской семьи, родом из поселка Гремячево Кулебакского района. Сельских людей видно сразу: показного в поведении, что зачастую бывает у городских жителей, тут нет и в помине. Вот и в Петропавловской церкви, где мы разговорились с настоятелем, батюшка радушно нас, журналистов, встретил, немного смущаясь, поинтересовался, где, в храме лучше будет взять интервью.

Почему-то у многих сложился такой стереотип: раз священник молодой, значит точно из династии батюшек. У отца Олега лишь у бабушки двоюродный брат был священнослужителем, служил в непростое советское время в поселке Вад. Когда Олег родился, его родители — мама Лидия и папа Николай — были, по словам батюшки, людьми не очень воцерковленными.

А потом в семью Карсаковых постучалась беда. Когда Олегу исполнилось два годика, дотла сгорел их дом. Не осталось практически ничего: ни мебели, ни одежды, ни посуды, ни документов. Вся жизнь проходила в родительском доме, и вмиг его не стало. У батюшки в памяти отрывками всплывают, словно на старых фотоснимках, печальные сюжеты, когда семья скиталась по родственникам, какое-то время жила в маленькой съемной комнате в общежитии. «У мамы через эти скорби руки опустились до последнего, родители поняли, что ничего своими силами сделать не смогут, — говорит отец Олег. — Как они переживали! Тогда осталась одна надежда — уповать на Бога. Мама через это испытание пришла к Церкви, начала молиться, просить у Господа поддержки. Не все сразу благоустроилось, это произошло со временем, но мама почувствовала поддержку, и всякие трудности стали переживаться намного проще». Через некоторое время Карсаковы смогли купить дом в соседнем селе Меляево, совсем рядом с местом, где находится скит Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. В этом селе погорельцы обосновались и зажили по‑новому. В жизни маленького Олега тоже наступили изменения. В детский сад мальчика не отдавали, и пока старший брат был на учебе в школе, а отец — на работе, мама брала сына за руку, и они шли в храм.

«С двух лет я в церкви с мамой, — улыбаясь, говорит батюшка. — У нас в деревне Меляево было два храма: летний деревянный, более древний, и зимний. Летний — в честь Казанской иконы Божией Матери. Зимний — в честь Николая Угодника». Как правило, маленькие дети, кому четыре года или пять лет, с трудом выдерживают длительное богослужение, начинают капризничать. У нашего собеседника в том юном возрасте, как он вспоминает, все было по-другому.

— Хотя поначалу я никакие послушания в храме не нес, был просто прихожанином, мне там очень нравилось: там спокойно, не хотелось оттуда уходить, даже гулять. Мыслей таких не было, — говорит настоятель. — В храме чувствовал себя дома. Там, в Меляево, много лет трудится протоиерей Олег Карпов, и вокруг него собралась хорошая паства. Он пришел туда в то время, когда меня крестили, — говорит батюшка. — С самого рождения, я, можно считать, рос под его покровом.

В школьные годы Олег нес послушание на клиросе, пел, читал, в алтаре иногда помогал. Все друзья говорили: будущий батюшка! Хотя сам мальчишка этой позиции не придерживался. Потому что для себя на тот момент еще не определил, посвятит ли жизнь служению Господу. Конечно, батюшка хотел быть при Церкви: как минимум, хорошим прихожанином. Но чтобы мечтать о большем…

Выговор за… ураган

Воскресная школа, где учился Олег Карсаков, постоянно устраивала поездки по святым местам, ребята часто ходили крестными ходами. Например, в Дивеево, которое находится, по словам батюшки, «недалеко» от Меляево — в 50 километрах. Школьник учился тогда в шестом классе.

— Шел 2001 год, год сильнейшей засухи, — вспоминает священник. — Конечно, не такой трагичной, как в 2010 году, но все же. Дождей не было несколько недель, урожай погибал, и мы решили пройтись с воскресной школой до Дивеева, помолиться батюшке Серафиму о даровании дождя». Поход в Дивеево занял целый день, практически с утра до ночи: вышли где-то в пять утра, а пришли в обитель часов в 11 вечера. Практически без остановок, лишь легкий перекус на 10–15 минут. В селе Туркуши Ардатовского района, мимо которого проходили ребята, крестным ходом очень заинтересовались местные жители. Праздника, вроде, никакого нет, с чего бы все это? «Куда это вы толпой да с иконами?» — поинтересовался тогда один сельчанин. Ему объяснили, и тогда жители поддержали благое дело: да, ребята, молодцы, помолитесь, чтобы Господь ниспослал на нас Свою благодать.

В Дивееве участники крестного хода в первый день пришли на всенощное бдение, помолились с утра. А после вечернего богослужения, когда возвращались в Казанский храм, где разместились участники хода, в течение минуты налетели огромные черные тучи, необычные, похожие на клубы дыма. Всем стало страшно, как говорит отец Олег, словами такое не передать. Пошел дождь с градом. В самом Дивееве сильнейшим ветром на некоторых домах сносило крыши. Когда уже возвращались обратно в Меляево, в Туркушах ребят опять встретил тот мужчина, который напутствовал идти в Дивеево. Оказывается, и в Туркушах ураган похозяйничал: где-то крышу проломило, где-то повалило забор. «И давай нас распекать: «Вы чего там переусердствовали-то?» — с улыбкой вспоминает отец Олег Карсаков. — А мы ему:«Ну, старались, как могли!»

Школа дисциплины

Для человека, ценящего дружбу, — для отца Олега — немаловажным фактором, который сподвиг его пойти учиться в духовное заведение, стало то, что появились такие же друзья-единомышленники из соседних сел. Сдружились и решили, что после девятого класса будут продолжать учебу в Выксунском духовном училище. Тем более что ребята из Гремячева там уже учились. Кстати, учителя в школе с пониманием относились к тому, что Олег иногда пропускал уроки или опаздывал из-за богослужений. Хотя и журили, говорили, что надо как-то совмещать, для блага же ученика старались.

— Сказать, что учиться в училище было трудно, нельзя. Та информация, которую я получал, не была чужой. Из предметов были русский язык, церковнославянский, история Русской Церкви, сектоведение, катехизис, — вспоминает батюшка. А еще запомнился ректор — в то время им был отец Геннадий Колоколов. Разносторонне развитый человек, он всю свою душу вкладывал в училище. Всегда ощущалась его поддержка. «У нас было много послушаний, и практически на каждом присутствовал ректор. Мы идем копать картошку, и отец Геннадий с нами, — продолжает настоятель. — И работали вместе, и пища такая же, как у нас, у него была».

Окончил училище отец Олег в 2007 году, с Божьей помощью, без троек. Что выделяет священнослужитель в училище, так это дисциплину — строгую, в журнале на каждом занятии отмечали. Учеба была интересной — ездили с хором в Мордовию, в Саранск. Там как раз отмечали престольный праздник в монастырском соборе. И получилось, что был дух состязательности: хор Саранского духовного училища и Выксунского.

Много всего было во время учебы, есть что вспомнить. Как-то ректор организовал даже футбольный матч с командой металлургического завода, его приезжал снимать Первый канал ОРТ.

Поступление в Нижегородскую духовную семинарию (НДС) для Олега Карсакова было преимущественным по сравнению с другими абитуриентами — сразу на второй курс. И вот радость — предметы на курсе во многом пересекались с пройденными в училище дисциплинами. Но очное обучение в НДС плавно перешло в экстернат, потому что семинариста быстро призвали к послушанию иподьяконства у владыки Георгия. Потом было послушание секретарем в приемной правящего архиерея, оно до сих пор продолжается. Это тоже нужная школа. — Служба в ближнем круге правящего архиерея дает очень многое, — говорит батюшка. — В первую очередь, это дисциплинирует. Архиерей строго относится к богослужению. Он все делает со страхом Божиим, и на службе с владыкой не расслабишься. Митрополит Георгий учит к богослужению относиться как к самому дорогому и святому в своей жизни.

Малая Церковь у батюшки — немалая

— Одно дело — когда ты на молитве в качестве мирянина, и совсем другое дело — в сане священника, — считает иерей Олег Карсаков.

Диаконская хиротония отца Олега состоялась 19 августа 2010 года в Сормовском Преображенском соборе, и совсем вскоре — священническая, 4 апреля 2011 года, в Макарьевском монастыре. «Изменилось ли после этого мировосприятие? Это сложно описать словами, — поясняет батюшка. — Почувствовал ответственность. Перед собой и Богом. И осознал, что обратного пути нет. Когда стали приходить люди на исповедь, волнение было большим. Я понимал, что самое главное — проникнуться той проблемой, которая есть у человека, отнестись к переживаниям человека как к своим. Когда проникаешься этим с молитвой, просишь Господа даровать мудрости, многое получается».

А с матушкой Руфиной отец Олег познакомился, когда девушка училась на регентском отделении в Нижегородском православном женском духовном училище (НПЖДУ). Матушка родом из Башкирии. Несколько раз юноша приходил в НПЖДУ по делам, и как-то ее увидел. Девушка приглянулась, решил познакомиться. Руфина очень любила белые розы, которые ей дарил Олег. Были прогулки по Нижегородскому кремлю. А обвенчались молодые 22 июля 2010 года в Староярмарочном соборе. Венчал их протоиерей Андрей Кириллов.

Сегодня у иерея Олега Карсакова малая Церковь — семья — уже немалая: трое детей. Первые две девочки — двойняшки, Лена и Настя — четыре с небольшим года, и третий — сын Данила. Трудности, конечно, в воспитании, как в каждой семье, есть. Как ребенку развиваться, что, скажем, по телевизору смотреть? Мультфильмы сейчас агрессивные. Если и смотрят, то добрые, советские. Хорошо в воспитании детей помогают занятия в воскресной школе, каждое воскресенье причащаются.

У батюшки хоть и небольшой, но все-таки опыт священно­служения, и потому пожелания для тех, кто хочет поступить в НДС и стать священником, имеются. Прежде всего, подойти к этому выбору со всей серьезностью, рукополагаться с осознанием, что обратного пути нет, какие бы трудности нас ни постигали. «Мы должны переносить их только с Богом, ни в коем случае не одни. Отец Андрей Бенедиктов (Нижегородский священномученик) для нас пример — он не отрекся от веры в самые тяжелые для него дни. Дай Бог нам всем такой же крепости духа».

Игорь Чистяков http://nne.ru/v-hrame-chuvstvuyu-sebya-kak-doma/

Помочь встретиться с Богом

Это и есть главная миссия священника, убежден иерей Михаил Уланов, клирик нижегородской церкви святых апостолов Петра и Павла. Молодой батюшка относится к той категории русских священнослужителей, для которых, помимо догматических правил, важен личностный подход к каждому прихожанину.

1441969164«Святой Серафим, спаси сына!»

Многое в жизни человека, в его становлении, социализации зависит от родителей. В том числе опыт общения с Богом. У каждого человека, у каждой семьи он свой. Бывает так, что порой чтобы прийти к вере, надо пройти нелегкие испытания.

Мише Уланову было три года, когда он тяжело заболел воспалением легких. Это было в городе Сарны Ровенской области на Украине. Заболел тогда мальчик настолько сильно, что ребенку, дабы стабилизировать воспалительный процесс, делали полное переливание крови. Стоит ли говорить, что пришлось вытерпеть маленькому пациенту. «Эти дни я помню отрывочно, — говорит отец Михаил. — Из больницы меня отпустили домой, мама забрала. И вдруг температура внезапно подскочила до 40 градусов. Родители срочно вызвали «скорую». Приехавшие врачи только руками развели: мол, везти снова ребенка в больницу не имеет смысла, ждите». По сути, медики тогда отказали Мише в помощи. Для родителей это были тяжелые часы и минуты, которые чуть не повергли их в отчаяние.

Но был один спасительный лучик. Его мама тогда впервые помолилась преподобному Серафиму Саровскому: как раз накануне ей на глаза попалась брошюрка о святом старце. Молитва матери подействовала — у ребенка сразу спала температура, и болезнь быстро ушла. После этого исцеления мама будущего священника надела на себя крестик, который не носила раньше, хоть и была крещеной.

В следующий раз Миша Уланов встретился с батюшкой Серафимом в то время, когда через Москву перевозили мощи преподобного. Бабушка повела внука приложиться к святым мощам.

Самого Михаила крестили в младенчестве — как родился, так и крестили. А имя свое он получил по рекомендации прабабушки Феклы. Она с правнуком в один день, 19 сентября — в день Воспоминания чуда Архистратига Михаила, родилась.

— Приходит она в дом и говорит родителям: «На Михаила родился — значит, будет Михаилом», — рассказывает наш собеседник.

Та болезнь, перенесенная Михаилом Улановым в детстве, повлияла и на его родителей, и, естественно, на мальчика. В храм Михаил стал ходить рано — вместе с мамой. А папа крестился перед свадьбой.

Причастие в реанимации

Никогда не впадать в уныние, искренне верить в лучшее, каждый шаг совершать, укрепляясь в вере Христовой, — таков подход к жизни у отца Михаила. К этому мировоззрению, наверное, привел случай из детства. Но был и еще один случай, уже в начале служения.

Когда нижегородских семинаристов рукополагают в сан, они проходят практику в Дивееве — служат сорокоуст. На литургию приходили самые разные люди. А однажды молодого священника вызвали в реанимацию.

— Захожу в палату интенсивной терапии, там лежит мужчина лет сорока, который, по всему было видно, уже отходил. Рядом с ним пожилой священник, соборует его, — рассказывает отец Михаил. — Смотрю, больной в сознании. Говорю: «Батюшка, давай причастим!» Тот отвечает твердо: «Нет!»

Но я уже тогда интересовался церковным правом (сейчас преподаю его в семинарии), а священнослужители старшего поколения зачастую были лишены возможности получить надлежащее образование, и каноны Церкви, к сожалению, не всем известны. Между тем тринадцатое правило Первого Вселенского Собора, например, гласит, что ни при каких обстоятельствах нельзя отказывать человеку в Причастии, если он умирает.

А у того пациента действительно было тяжелое заболевание — патология печени и пищевода. Даже врач сказал, что мужчине осталось жить три часа. У дверей палаты собрались все его родственники: мама, жена, дочка. Все заранее в траурных чувствах, в слезах. Когда батюшка вышел из палаты, я причастил больного. Сказал ему: «Ты можешь сейчас поговорить с Богом». И он, по всей видимости, поговорил. Потому что через неделю я снова причащал его в больничной палате! Знаете, когда после Причастия человек говорит с Богом, в его жизни, в каждой составляющей, все меняется. Не раз я причащал таких больных.

Сарны — Ярцево — Нижний Новгород

Иерей Михаил Уланов родился на Украине, затем его отец поехал работать на завод в Ярцево Смоленской области. Здесь, на Смоленщине, семья Улановых начала посещать церковь апостолов Петра и Павла. Кстати, в Нижнем Новгороде отец Михаил тоже служит в Петропавловской церкви, такое вот совпадение.

— В ярцевском приходе служил очень хороший священник — отец Вадим, — говорит батюшка. — Удивительный был этот священник. Я познакомился с ним еще дошкольником, считал его своим духовником.

Первый опыт служения в Церкви случился у отца Михаила в школьном возрасте. Он и его однокашники трудились в Петропавловском храме, когда тот еще восстанавливали. Для ребят этот храм стал вторым домом, а отец Вадим — наставником. Как-то раз батюшка решил для торжественности нарядить приходских мальчишек в стихари. И надо такому случиться — стихаря для Миши Уланова не досталось. «Как же мне было тогда обидно!» — признается он. Повзрослев, отец Михаил научился спокойно относиться к подобным вещам.

Десять профессий в одном служении

Так получилось, что детские мечты о будущей профессии нашего героя миновали. Убеждение, что он станет священником, отец Михаил никогда не подвергал сомнению. А любовь к гуманитарному знанию, которое в семинарии преобладает, — это у него со школы.

— На литературе у нас всегда царила необыкновенная, таинственная обстановка позапрошлого века, — объясняет отец Михаил. — Помню, читали Гоголя. Была вторая смена, зима, темнело рано, и учительница приносила на урок трисвечник, зажигала свечи. И читали при свечах…

Поступать в семинарию в Нижний Новгород отца Михаила благословил его духовник: он знал Нижегородскую семинарию как сильное учебное заведение с высокопрофессиональными педагогами.

Шел 1999 й год. В то время быт семинаристов разительно отличался от нынешнего. Сейчас в комнатах живут по 4–6 человек, а тогда жили сорок. Послушания сегодняшних студентов — почистить картошку, где-то прибрать, помыть. Тогдашние же топили дровами кочегарку. Тяжело было оторваться от родителей, от внешнего мира. Но это был шаг в самостоятельную жизнь. И отец Михаил этот шаг сделал.

Так кто же такой священник для прихожанина? Врач? Психолог? Учитель? Наш собеседник считает, что каждая профессия в практике священнослужителя пригождается:

— Приходят люди в храм очень часто со своими проблемами, и мы начинаем искать им врача, юриста, психолога, еще кого-то. Но на самом деле задача священника — обеспечить встречу человека и Бога, их разговор. Когда мы причащаемся, Церковь в жертву Богу на литургии приносит хлеб и вино. Бог с ними соединяется, и мы встречаемся с Самим Богом.

Увидеть эмоции взрослых

Со своей матушкой Аллой батюшка познакомился еще до поступления в семинарию. Пели вместе в хоре. Отец Михаил дарил девушке ее любимые розы. И еще хризантемы, всю цветочную палитру. А пожениться решили, когда батюшка уже окончил Московскую духовную академию.

У Улановых крепкая семья, подрастают двое детей: шестилетняя Настя и Серафим трех с половиной лет. Имена для них родители выбирали те, какие нравились самим. И опыт воспитания тоже приобретали самостоятельно.

— Вся проблема в том, что детям не хватает родительского внимания, — считает батюшка. — Когда исповедуешь людей, общаешься с родителями, видишь, что многие из них скупы на общение с собственными отпрысками: пришли, устали, хочется самим кино посмотреть, пива попить, куда-нибудь сходить. А детей — на бабушку, на дедушку оставляют. И даже если родители целый день дома, ребенку постоянно говорят: «Отстань!» А дети, между прочим, специально «доводят» родителей до того, чтобы они начали раздражаться: так они учатся. Ведь им нужно видеть эмоции взрослых. Понять, к примеру, что такое гнев, раздражение, злоба и прочее.

Думаю, что внимание к своему сыну, дочери — это краеугольный камень воспитания полноценного человека. Этот путь надо применять в каждой семье.

Игорь Чистяков. 2015 г. http://nne.ru/pomoch-vstretitsya-s-bogom/

Скорей бы воскресенье!

«С любимыми не расставайтесь» — эти слова можно назвать жизненным девизом матушки Руфины Карсаковой. Сегодня наша героиня — мама двух дочек и сына, опора своему супругу: регент по образованию, она ведет музыкальные занятия у воспитанников воскресной школы при храме в честь святых апостолов Петра и Павла, где настоятельствует иерей Олег Карсаков.

Молитвослов под подушкой

Ребенок не хочет ходить в храм — что делать? Этот вопрос — один из самых часто задаваемых в церковной среде. Регину Деханбаеву (так звали матушку до крещения) в этом отношении можно назвать исключением из правил. В 12 лет она не просто самостоятельно пришла в храм, но даже крещение приняла раньше мамы — с именем Руфина. Ее родители относили себя к мусульманской культуре, хотя мечеть строго не посещали.

Однажды, гуляя по улицам родного Ишимбая, что в Республике Башкортостан, они с подружками зашли в православную церковь. Тот момент стал незабываемым: колокольный звон, убранство, торжественность литургии, голоса певчих.

— У меня внутри все зажглось. Уходить оттуда я не захотела, — вспоминает Руфина. — На следующий день, когда мы вновь собрались на службу, подружки пришли за мной, и я их спрашиваю: «Вы мне крестик принесли?» Думала, вдруг проверять будут, а у меня нет его. Они принесли мне старенький крестик, бабушкин. Сомнений, что я не туда, может быть, пришла, у меня не было.

Поначалу девочка ходила в Троицкую церковь тайком, не зная, как к этому отнесутся родители. Она и в воскресную школу записалась. Но к новости, что дочь ходит в церковь, в семье отнеслись спокойно, хотя Регина поначалу и опасалась, и даже молитвослов прятала под подушку, а через несколько месяцев мама дала ей разрешение на крещение.

— Я ждала: скорей бы суббота, воскресенье, чтобы пойти в храм, там была другая жизнь, другие дети — не такие, как в школе, — говорит Руфина. — Когда мы были в классе шестом-седьмом, ребята могли и что-то обидное сказать по поводу моего интереса к церкви. А мне было все равно. Иногда я замечала в храме тех, кто меня пытался задеть в классе. Наверное, их кто-нибудь приводил, и тогда они пытались сделать так, чтобы я их не заметила. Но чем старше мы становились, тем больше сглаживались эти противоречия. Я со всеми общалась и дружила.

Преодолев потоп

Когда Руфина получала среднее профессиональное образование, решение креститься приняла ее мама.

— Приезжаем в назначенный день в храм, а там потоп, — вспоминает наша героиня. — Была весна, много снега, и нижнее помещение церкви, где обычно совершалось крещение, залило. Бабушки, которые там помогали, говорят: «Нет, сегодня все отменяется». А я говорю: «Как?! Мне надо сегодня!» Мама у меня — человек с характером, и я опасалась, что в другой раз она не согласится прийти. Поэтому я взяла тряпку и начала убирать воду. Женщина, работавшая в церковной лавке, мне помогла. Дождались батюшку, он маму крестил. Вот так Господь нас взял за руку и привел, сначала меня, потом маму. Она сейчас тоже на клиросе поет. Все так чудесно сложилось.

Руфина всегда любила петь и, видя эту склонность, учитель в воскресной школе посодействовала, чтобы ей разрешили петь на клиросе вместе со взрослыми. Со временем у девушки появилась и цель — выучиться на регента. Она даже знала, где — в Нижегородском женском православном училище.

Самостоятельная по натуре, она без труда адаптировалась в новых условиях, в новом городе. Конечно, по родным скучала, но тогда все силы приходилось отдавать учебе, да и строгий уклад учебного заведения пришелся по душе.

— Помню, будучи еще абитуриентками, мы надели нашу форму, платки и пошли гулять. Никакого стеснения не было, даже наоборот — гордость, — говорит Руфина.

Не такой, как все

С будущим супругом они впервые увидели друг друга еще во время поступления ее — в духовное училище, его — в Нижегородскую духовную семинарию. Знакомство состоялось, но было довольно поверхностным: пообщались в компании девушек и ребят и разошлись.

— Мы их сторонились, — смеется Руфина. — Мы же учиться приехали и решили, что на тот момент нам не надо никаких знакомств.

Семинарист Олег Карсаков красивую и строгую девушку приметил и через некоторое время пригласил на прогулку.

— Когда мы встретились, поговорили, он показался мне не таким, как все. Понравилось, что он серьезный и скромный. Когда я приезжала домой на каникулы и ходила в наш Троицкий храм исповедоваться, причаститься, батюшка мне говорил: «Молись Господу, Богородице, чтобы дал тебе супруга по сердцу и по характеру твоему». Так и получилось — по сердцу и по характеру. Не могу представить другого человека рядом с собой.

Уже тогда было понятно, что они одинаково смот­рят на жизнь: Олег с мамой тоже пришли к вере не сразу, но для них, как и для Руфины, храм стал вторым домом. Оба горели желанием всю свою жизнь построить в соответствии с православными канонами. Через полтора года они решили пожениться.

— Мы, вроде, уже и о свадьбе говорили, а предложения все нет… И подружки спрашивали, когда уже. Честно говоря, я не удержалась и поторопила его, — признается Руфина.

Ты Бога любишь?

В молодой семье Карсаковых появились сразу два первенца — Настенька и Леночка. Кстати, племянники батюшки тоже двойняшки — мальчик и девочка. Непросто было поначалу: когда одна малышка засыпала, вторая могла приняться плакать… А еще кормить, одевать, гулять сразу с двумя детьми. Супруг поддерживал и помогал молодой маме, иначе и быть не могло.

— Они разные по характеру и, наверное, больше на папу похожи, чем на меня, — говорит матушка. — Дома каждая сама по себе, а вот на улице, в детском саду всегда держатся вместе.

Совсем скоро Лена и Настя пойдут в первый класс. Отец Олег решил, и супруга его поддержала, что учиться девочки будут в православной гимназии. Подросшие сестренки и с младшим братом Данилом маме помогают: холодное прикладывают, если стукнулся, буквам научили и даже стараются воспитывать.

— Они слышат, как я им говорю: «Так нельзя поступать, Господь все видит, не надо Его огорчать», и ему так же по-своему стараются объяснить, что, например, жадничать не надо. Он их слушает и любит с ними играть, — радуется мама.

Храм в честь святых апостолов Петра и Павла первый, в котором батюшка Олег Карсаков стал настоятелем. На приходе появилась воскресная школа, и матушка ведет там музыкальные занятия. Уже второй год ребятишкам разрешают петь во время литургии «Тело Христово приимите», а некоторых ребят стали обучать прислуживать в алтаре.

– Когда они таким образом принимают участие в службе, то сразу собираются и становятся более ответственными, — замечает Руфина. — Моя мечта — чтобы они пели и другие песнопения, мы их понемножку разучиваем.

В учебной работе матушке помогают и знания, полученные в педагогическом колледже, который одновременно с основной учебой оканчивали студентки Нижегородского духовного училища.

Ничего удивительного, что с ранних лет дети в семье Карсаковых привыкли и полюбили ходить в храм.

— Когда мы утром все вместе отправляемся на воскресную службу, выходим в подъезд, я говорю: «Не шумите, сегодня воскресенье, люди все отдыхают». А они спрашивают: «Мам, а почему они спят? Надо в храм идти», — рассказывает матушка. — Однажды на площадке мои спрашивают у девочки: «А ты Бога любишь?» Та уточняет: «А Он хороший, добрый?» — «Да».  — «Значит, люблю».

В теплом кругу

— Мне хотелось дать им то, чего у меня самой не было: чтобы в храм они ходили с самого детства, причащались, научить их молиться правильно, — говорит Руфина, — чтобы с Богом они были не только в храме, но и дома.

От мамы девочкам передалась любовь к пению, а Леночке от бабушки еще и любовь к чтению.

— У свекрови большая библиотека. Она часто говорит, что прочитать хотя бы страничку в день — ее потребность. И Лена у нас: есть время — сядет, почитает. Просит купить ей новые книги.

Дома девочки могут и самостоятельно помолиться, а брат за ними повторяет. И все же любые дела Карсаковы предпочитают делать сообща, в семейном кругу. Во всем слушаться мужа. Вместе молиться. По мнению матушки, на этом и основана крепость домашнего очага.

— Если кто-то из родных заболел, мы все вместе, с батюшкой и детьми, встаем и молимся. Это и помогает, и объединяет. И, конечно, нужно использовать свое свободное время, чтобы проводить его с семьей. Пусть это даже половина выходного дня, выйти вместе на детскую площадку, в парк на пикник — это бесценно.

Дарья Петрова http://nne.ru/skorej-by-voskresene/

 

Церковь — это наш дом!

Основа приходской жизни — это деятельные и инициативные люди. И об одном из них мы и хотим вам рассказать. Это Елена Сергеевна Калачёва, исполнительный директор нашей Воскресной школы, один из её педагогов.

Елена стала прихожанкой Храма Святых Апостолов Петра и Павла в 2007 году. Вместе с мужем Павлом и сыном Егором они каждое воскресенье в Храме. Несмотря на то, что семья воцерковленная, в какой-то момент Егор стал охладевать к Церкви… Как раз тогда его и благословили в алтаре помогать, а когда ребёнок принимает активное и непосредственное участие в богослужении, для него всё происходящее вокруг становится гораздо интереснее. «Мама, я почувствовал себя нужным!», — сказал он тогда.

И действительно, детям очень трудно бывает «выстоять» всю службу, причин этому несколько, но одна из них — непонимание происходящего, и здесь важным подспорьем является Воскресная школа. Знакомясь с Евангельской и Ветхозаветной историей, изучая устройство храма, литургику, церковнославянский язык, распевая молитвы и песнопения, ребёнок начинает лучше понимать всё то, что происходит во время Службы.

— Интересно, а как люди становятся руководителями или педагогами воскресных школ?

— По воле Божией! Я и не представляла себя в такой роли. Спрашивала периодически у настоятеля, когда же у нас будет своя воскресная школа, да благословение как-то, помню, взяла на ведение кружка для ребят дома по бумагопластике…Когда-то я закончила Тонкинскую художественную школу, да и просто люблю рисовать и создавать что-то красивое своими руками. И вот, однажды: отец Олег предложил мне вести уроки по творчеству в Воскресной школе, а заодно попросил организационную часть взять на себя по возможности.

— Не было страшно начинать такое серьёзное дело?

— Порой нам бывает тяжело на что-то решится, даже на доброе дело, кажется не хватит сил, и вот в такие моменты я вспоминаю слова Преподобного Паисия Святогорца:«Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог.» Конечно, было трудно поначалу, даже руки опускались порой, но муж помогал и поддерживал, а потом постепенно и родители деток начали деятельно и активно помогать. Конечно, и сейчас проблемы бывают: и дисциплина на уроках периодически хромает, особенно к концу учебного года, и посещаемость порой подводит, но с Божьей помощью решаются постепенно. А вот педагогом действительно в юности быть и не мечтала, подобные мысли пришли гораздо позже, и институт строительный был уже за плечами, и работа интересная, а как Егорка появился, тогда и призадумалась, своим ли делом занимаюсь? Вот Господь и послал мне ответ.

Создание при Храме Воскресной школы положило начало сближению её прихожан. Сначала этот процесс коснулся родителей маленьких прихожан, но занятия проходят на виду, да и праздники тоже, постепенно круг общения стал расширяться. То есть создание Воскресной школы послужило не только благой цели нравственного воспитания детишек, более глубокого знакомства с Православием, но и сплочению прихода. «Всё чаще посмотреть на выступления ребят остаются прихожане, которые не имеют отношения к Воскресной школе. Церковь — это наш дом, а все мы, прихожане — это огромная семья, которая в нём живёт», — говорит Елена.

Действительно, Воскресная школа объединила родителей в дружный коллектив, достаточно вспомнить, как на субботники все собираются и детки приходят помогать. «Как здорово было листья вокруг Храма собирать всем вместе, и поиграли и посмеялись и дело сделали! А как дружно потрудились в Макарьевском Свято-Троицком женском монастыре! А ведь в ту паломническую поездку поехали не только ребята из Воскресной школы с родителями, но и просто прихожане. А уж как мамочки наши помогают и мне и друг дружке во время уроков: где-то воды принесут, где-то пол подметут, столы приготовят для следующего занятия.. Очень сплотила нас  наша Воскресная школа.»

Труд этот действительно и ответственный, и тяжёлый, но и интересный. «Столькому пришлось научиться за это время! Столько попробовать! Ведь невозможно прийти на урок, не пропустив через себя идею и ее реализацию. Но даже и при таком подходе были осечки…бывало, когда задуманное мной не получалось ни у одного из детей… и тогда они меня спасали! Да-да, своими лучистыми глазками и неуёмной фантазией – у детей не бывает провалов, у детей не может не получится! И получалось, хотя, порой, и не то совсем, что планировалось.»

 Дети познают мир постоянно, ежеминутно и процесс этот должен происходить не без участия родителей. «Нужно больше уделять им внимания, говорить с ними, и в том числе, о Боге, вопросов у них уйма! Рождение же в сердце ребёнка любви к Богу, желание говорить с Ним, творить для Него, наверное, всё-таки происходит в семье. Надо помочь ребёнку реализовать эти желания, подкрепить эту любовь. Ведь любовь – это жертвенность. Любовь – это самое удивительное явление в жизни людей. Истинная, искренняя любовь не замыкается на самой себе, это радость общения, но это и труд. И детям здесь нужна наша помощь. Нам всегда надо быть рядом с ними, и, молитвенно, конечно, тоже. Учитель Воскресной школы с ними раз в неделю, а родители все семь дней, поэтому давайте больше общаться с нашими детьми, ведь главная школа для них — это семья! На уроках Воскресной школы преподаватели стараются раскрыть для них Православие, объяснить обрядовую его сторону, преподнести Слово Божие на доступном для ребёнка языке, учат видеть красоту Божьего мира. Основная же задача Воскресной школы, по мнению Елены, посеять доброе семя, а уж как оно прорастет, и прорастет ли, на то воля Бога. «Мы – сеятели. Вот и будем сеять, на Бога с упованием.»

Ирина Языкова. 2018 г.

На земле, где лежат предки

В самом центре Нижнего, на территории парка Кулибина, есть храм в честь святых апостолов Петра и Павла, память которых Церковь отмечает 12 июля. Первая в истории Нижнего Новгорода кладбищенская церковь. Редкий и сегодня единственный в нашем городе памятник русского барокко середины XVIII столетия, возле которого покоится знаменитый на всю страну человек — механик-изобретатель Иван Кулибин.

До революции приход храма составлял 500 человек, и около 200 лет он охранял покой многих поколений нижегородцев. В 1930‑е годы кладбище упразднили и превратили в парк имени Кулибина. А уцелевшая в годы советского лихолетья церковь уже более 20 лет действует, имеет крепкий приход, заботливых и рачительных священников и практически обрела первозданный вид.

В плену

Признаюсь, встреча с Петропавловским храмом была для меня первой. Хотя, конечно же, слышала о нем и знала. Выйдя на автобусной остановке около бывшего кинотеатра «Спутник», растерялась. А где же храм? Со стороны улицы Горького не видно, впрочем, и стороны улицы Белинского тоже. Нырнув между зданиями бизнес-центра и ночного клуба, увидела на фоне шумящих кленов и лип словно плывущий по зеленым волнам белый храм-корабль. Он укрыт со всех сторон в глубине парка.

— Соседние здания очень высокие, они встали неприступной стеной и закрывают церковь от человеческого взгляда. У храма даже нет своей территории, и по большим праздникам крестным ходом не пройти, — сетует прото­иерей Евгений Калинин.

Батюшка пожилой, митрофорный, помнит времена притеснения Церкви в советские годы. Многие привычки тех лет, в том числе равнодушно попирать святыни, живы и поныне — это о звуках, доносящихся порой, особенно летом, до ушей молящихся во время службы. Поблизости — питательно-увеселительные заведения, да и просто храм находится на территории рекреационной зоны, то есть места прогулок и отдыха.

Бабушкина летопись

 

К моменту передачи Церкви в 1993 году дом Божий был в удручающем состоянии. Требовались серьезные реставрационные работы как снаружи, так и внут­ри. Но богослужения начались. Пришел первый настоятель отец Николай Беседкин и первые прихожанки, жившие неподалеку, — 82‑летняя бабушка Ефросиния и Людмила Иванова.

Людмиле Васильевне сегодня тоже уже 80 — и осквернялся, и возрождался храм на ее глазах.

— Я всю жизнь прожила на улице Полевой (прежнее название улицы Горького) напротив храма, сначала в двухэтажном доме, а затем, когда снесли, в многоэтажке. В 1948 году в храме святых Петра и Павла открыли кинотеатр «Пионер», по вечерам здесь крутили взрослые фильмы, а в утренние часы — мультфильмы. Все детство мы бегали их смотреть. Затем был клуб «кому за 30» — пели, плясали, продавали вино. Одно время здесь стояли игровые автоматы для детей.

— Ходили на танцы? — спрашиваю.

— Что вы, — заволновалась старушка. — У меня и бабушка, и мама были верующие, мы с детства знали молитвы, умели класть поклоны.

Она держит в руках небольшую тетрадь, где скрупулезно, как летописец, фиксирует все факты, связанные с новой историей возрождающейся церкви. Имена всех священников и диаконов, служивших на этом приходе. Все деяния и вклады в обновление церкви.

Первое время, по словам старейшей прихожанки, алтаря не было, службы шли только по воскресеньям. Со вторым настоятелем иереем Александром Карякиным разобрали кинобудку, которая была пристроена к алтарной части, и соорудили временный иконостас… из экрана. Он был натянут в трапезной части храма на западной стене. Отец Александр вырезал в экране боковые двери и центральные врата, так и получился иконостас на первое время.

Поначалу и трудно было (все время у батюшек на подхвате), и радостно, на духовном подъеме. С большим трепетом, к примеру, прихожанки вспоминают, как просфоры пекли.

— С автозавода нам привезли большую печь, — говорит Людмила Васильевна. — Мы здесь оставались ночевать на втором этаже. Вечером месили тесто, дважды пропускали его через мясорубку. Отец Михаил Бабичев, прослуживший у нас настоя­телем шесть лет, посылал нас учиться в Спасскую и Печерскую церкви. Тесто месили и раскатывали вручную. Без скалок — рукой от кисти до локтя. У нас были старинные печати, некоторые сохранились.

Первые алтарницы по возвращению храма верующим

С 2001 по 2004 год храм носил статус архиерейского подворья. Службы совершали монахи из Вознесенского Печерского монастыря. Они установили новую традицию — каждое воскресенье ходили крестным ходом по улицам Ашхабадской, Белинского, Ошарской и Горького сначала с иконой Петра и Павла, а затем с образом святых Царственных страстотерпцев. Были и крестные ходы со списком Владимирской Оранской иконы Божией Матери по храмам Ильинской слободы с заходом в строительный университет.

Восставший из земли

Сегодня Петропавловская церковь снова сияет куполами и крестами. Внутри — новый с резьбой иконостас, новая утварь, белые стены украшены орнаментом. Новая с шатровым завершением колокольня, мощеная брусчаткой территория. Настоятель иерей Олег Карсаков и его предшественники постарались и руками, и сердцем.

Недавно храм, зарытый в землю заживо, задышал.

— В 1930‑е годы, когда кладбище разрушали, всю его территорию, в том числе и церковь, засыпали землей. Наверное, обратили внимание, когда подходили к храму, что он находится в низине? — спрашивает меня отец Олег.

— Да, по ступенькам спускалась.

— С правой стороны храм был засыпан почти до окон. Начали портиться стены, пошел грибок, — рассказывает батюшка. — В прошлом году мы откопали храм до исторической отметки.

Вроде бы, и пленник современной застройки, и образчик небрежного отношения к истории, а храм привлекает к себе молодежь, приход растет. Многие приезжают сюда, говорит настоятель, даже из нижней части города. К сожалению, уходят из жизни старожилы. Но остается надежда, что на их бескорыстных трудах церковь в честь святых апостолов Петра и Павла возродится не только в камне, но и в ребрах.

В этом году, в год столетия революции, на фасаде Петропавловской церкви появилась еще одна мемориальная доска, в форме креста — на ней имена репрессированных в 1930‑е годы священнослужителей: священномученика протоиерея Андрея Бенедиктова и диакона Василия Дертева. Еще одни предстатели за этот храм на небе.

Марина Дружкова. 2017 г. http://nne.ru/na-zemle-gde-lezhat-predki/

 

(Просмотр1571)